21 Января 2016
В силу статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) физические лица как субъекты гражданского права приобретают и осуществляют права и обязанности под своим «именем», а юридические лица под своим «наименованием», как это устанавливает статья 54 ГК РФ.
Согласно общему правилу, выраженному в пункте 1 статьи 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на
Далее в пункте 4 статьи 54 ГК РФ в отношении коммерческих организаций установлено специальное условие — коммерческая организация должна иметь фирменное наименование.
Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
В свою очередь, статья 1473 ГК РФ в пункте 1 устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. А в пункте 2 — что фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его
Систематическое толкование норм статей 54 ГК РФ и 1473 ГК РФ порождает вопрос: а тождественны ли понятия «наименование юридического лица» и «фирменное наименование»?
Первая точка зрения. Термины «наименование юридического лица» и «фирменное наименование» отражают сущность разных явлений.
Представляется, что «наименование юридического лица» является термином корпоративного права, а термин «фирменное наименование» является применимым в праве на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Корпоративное право регулирует общественные отношения, складывающиеся между участниками юридических лиц, а также между участниками и юридическими лицами.
Придерживаясь мнения
Следовательно, наличие наименования юридического лица позволяет отделять одни юридические лица от других и является одним из способов идентификации юридического лица, наряду с идентификационным номером налогоплательщика и основным государственным регистрационным номером в Едином государственном реестре юридических лиц, что в полной мере соответствует предмету регулирования указанной подотрасли.
Таким образом, наименование юридического лица является его именем, отделяющим одно лицо от других.
Право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, на наш взгляд, также является подотраслью гражданского права.
В предмет этой подотрасли входят неимущественные отношения абсолютного характера.
Указанное обстоятельство подтверждается регулированием такого явления, как «фирменное наименование», частью четвертой ГК РФ, отнесения статьей 1225 ГК РФ «фирменного наименования» к результатам интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).
А статьей 1474 ГК РФ предусмотрено исключительное право юридического лица на использование своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.
Также, как следует из буквального толкования пункта 4 статьи 54 ГК РФ, наличие фирменного наименования опосредовано целями деятельности лица: юридическое лицо, не имеющее целью извлечение прибыли, может не иметь фирменного наименования.
Подтверждение такого подхода находит свое отражение и в ГК РФ. Так, в пункте 5 статьи 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц.
Вторая точка зрения. «Наименование юридического лица» и «фирменное наименование» — это смежные термины.
Согласно такому подходу, термины «наименование юридического лица» и «фирменное наименование» регулируют одни и те же общественные отношения, являются особым и комплексным явлением, которое свидетельствует об индивидуализации лица, но в то же время является абсолютным правоотношением к третьим лицам, является «активом» его участников и носит
Такой подход находит свое отражение в том, что фактически термин «фирменное наименование» регулируется и ГК РФ, и законодательством, являющимся частью норм корпоративного права, например, Федеральным законом (ред. от
Также согласно пункту 2 статьи 1473 ГК РФ наименование юридического лица является составной частью фирменного наименования.
Так,
Исключением возможности передачи фирменного наименования совместно с предприятием исключительное право на фирменное наименование, по сути,
По всей видимости, подобной точки зрения, прямо об этом не высказываясь, придерживается и
Собственное имя хозяйственного общества является средством его индивидуализации и выражается в фирменном наименовании, которое должно содержать полное наименование общества, его
Следовательно, можно констатировать тот факт, что законодатель не отделял для коммерческих организаций такие явления, как «фирменное наименование» и «наименование юридического лица», а наоборот, придавал им единый смысл, единое значение. Более того, анализ ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственность» и ФЗ «Об акционерных обществах» подтверждает мысль о том, что эти два понятия смешаны.
Некоторую определенность в этом вопросе попытались сделать высшие суды в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от
Представляется, что на данный момент обозначена основная практическая проблема — отсутствие развитой защиты исключительного права на наименование некоммерческой организации.
Эти понятия соотносятся как видовое и родовое, фирменное наименование является видом наименования юридического лица. Однако исключительное право предусмотрено только в отношении фирменного наименования, которое может принадлежать лишь коммерческой организации. Наименование некоммерческой организации, таким образом, не охраняется в рамках части четвертой ГК РФ, хотя интересы некоммерческой организации могут защищаться с помощью норм общей части ГК РФ.
Соглашаясь с приведенным мнением, считаем, что этого недостаточно для защиты исключительных прав и в коммерческом обороте имеется потребность в закреплении наименования некоммерческих организаций в качестве средства индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, о чем свидетельствует
Необходимо также отметить, что до 1 января 2008 г. в предмет договора коммерческой концессии (статья 1 027 ГК РФ) в качестве объекта входили права на фирменное наименование. Исключение упоминания фирменного наименования пунктом 4 статьи 25 Вводного закона части четвертой ГК РФ из предмета договора коммерческой концессии вполне оправданно, поскольку оно индивидуализирует субъект — коммерческую организацию, а не предприятие как объект.
Согласно судебной практике, нарушением права на фирменное наименование является незаконное использование фирменного наименования в полном объеме (Информационное письмо ВАС РФ от
Исходя из вышеизложенного, представляется неправильным смешивать эти два понятия, так как считаем логически и методологически более правильным разделять термины «фирменное наименование» и «наименование юридического лица», либо создать единый правовой режим регулирования наименований как коммерческих, так и некоммерческих организаций, с предоставлением одинакового комплекса прав, что должно найти свое отражение в изменениях соответствующих норм ГК РФ.
Такое двойное толкование природы этих терминов и возникающая в связи с этим правовая неопределенность породила проблемы защиты исключительных прав наименования некоммерческих организаций и в будущем может породить дополнительные и непрогнозируемые в данный момент проблемы в правоприменительной практике.
Журнал «Акционерное общество»
№ 2 (129) Февраль 2015